ЕЛЕНА ВЕГБЕРГ
Письмо четырнадцатое.
Good morning, London!

И это правда был «morning», когда мы приземлились в Лондоне. Моя неутомимая жажда путешествий не позволила выбрать более поздний рейс и уже в семь утра мы были в цюрихском аэропорту. Взлёт, полёт и приземление прошли без приключений.

Англичане время не теряли . С моим паспортом они разобрались за две минуты, и единственный заданный вопрос был: «Вы супруга?». На что я с полной уверенностью и гордостью ответила: «Да!», и показала пальцем на моего мужа. В качестве разъяснения: жёны граждан стран членов Европейского сообщества при совместной поездке с «членом» получают специальную (бесплатную) визу.

Островитяне не боятся сербов с албанцами, а вот швейцарцы – побаиваются. Поэтому в Цюрихе нас особенно пристально контролировали. На месте, где раньше стоял один «начальник», сегодня было три. Прямо как в Ленинграде – один проверяет пассажиров, второй проверяет первого, а третий осуществляет общее руководство по распределению взяток.

Кстати, я сейчас сижу в пабе. Я и не знала их историю. Сегодня меня муж просветил. Раньше, когда ещё не было необходимости получать концессию на открытие питейного заведения, часто открывали «пивнухи» прямо дома. Поэтому и сейчас настоящие английские пабы похожи на гостинные: удобные кресла и диваны, низкие столики …

Но мы же приехали в Лондон не из-за пива.

Прилетели мы в аэропорт Stanfield. Это новый аэропорт в сорока минутах езды от города. Очень хорошо организован – никаких очередей. До Лондона можно доехать за 40 минут на скором поезде. Рекомендую для приземления.

В первый же день мы решили сначала поиграть в войну, а потом, для усиления впечатлений – попугать друг друга. Но всё по порядку.

Сначала мы помогли нашим парням победить инопланетян (плохих естественно) и доставить секретную дискету на базу. Всё это произошло не на Марсе, а в самом большом игральном салоне, который я до сих пор видела. Представьте себе - восемь этажей забиты всевозможными игровыми автоматами, играми и другими развлечениями. Удовольствие большое и дорогое.

Но пора возвращаться из компьютерного мира удовольствий к действительности. И мы отправились в ……… бомбоубежище (не дай бог нам придётся им пользоваться на самом деле).

Недалеко от Темзы ностальгично настроенные англичане построили бомбоубежище и назвали его «War experience museum», что приблизительно можно перевести как «Музей, где можно приобрести опыт или ощущение о войне». С «экспириенсами» у них всё вышло очень хорошо. Я и не знала, что в таких сооружениях даже бары устраивали для поддержания хорошего настроения у населения. Моего мужа больше всего расстроила вывеска «Пива сегодня нет». Обратите внимание на слово с е г о д н я – значит оно з а в т р а будет.

Вы можете себе представить, чтобы, например, в бомбоубежище в Москве или в Ленинграде кому-нибудь пришло в голову открыть пивнушку?!

В музее можно услышать звук падающей бомбы, пролетающего над головой самолёта. Оказывается во время войны был даже специально сделан детский противогаз – с носом как у Мики Мауса. А то поробуй одеть на ребёнка воняющий резиной, зелёный и неудобный противогаз.

После военных ужасов погрузились в мир тюремно-преступных. Это удовольствие не для моих нервов. Прыгающие трупы , разрезанные животы с вывалившимися внутренностями, отрубленные головы ………и все наши страдания усугубляются актерами в соответствующих их тяжёлому положению нарядах.

Сначала мы оказываемся в викторианском Лондоне с его тёмными улочками, и встречаемся с самым страшным убийцей того времени – Jack the Ripper. Его специализацией было убийство женщин. Некоторых из его жертв мы увидели во всех подробностях (я эти подробности в виде внутренностей и отрезанных голов с удовольствием бы пропустила). Потом меня настоящий английский суд присудил к смерти. За что, я так и не поняла, уж слишком быстро судьи говорили по-английски. Зато способ умервщления можно было вибирать. Я не могла решить - разрешить ли сварить меня в котле или просто утопить, а может лучше повесить? Поэтому, наверное, приговор и не был приведён в исполнение. Пожалели. По дороге к свободе, тоесть к выходу из музея, на меня упало пару трупов, мы прошли мимо гильотины (там для нас быстренько отрубили голову какому-то несчастному), посмотрели на осаду Лондона в средних веках, которая отяготилась лепрой и тифом,……… только электрический стул был на ремонте ……… жалко. Но ничего, мы приедем ещё раз.
         И вот мы сново в гостинной, тоесть в пабе. Ну и денёк сегодня был ……….

Но сначала пара наблюдений.

Англичане любят всем домам давать имена. И это в миллионном городе! Ведь «Челзиа Хаус» или «Гарден Корт» звучит несравнимо лучше, чем Брикстон (это район чёрной бедноты), дом 10 или Кленхем (место обитания белых, но бедных), дом 5. Кроме того я заметила, что в телефонных кабинах стенки не доходят до земли. Это наверное сделано для того, что если у вас появится желание пописать в угол кабины или незаметно плюнуть на пол – всё смоет первый весенний или летний дождь.

Но вернёмся к событиям дня. С утра пораньше поехали в Ковент Гарден на встречу с Музеем Транспорта. С нашего предыдущего посещения в музее многое изменилось. Сделали специальные «развлекухи» для детей, и их, детей, на мой взгляд было слишком много в музее. От повизгиваний, призывных криков матерей, путающихся под ногами малолеток голова раздулась как воздушный шар, и была готова вот-вот лопнуть. Но Адриану ничего не мешает, если рядом находится хотя бы один трамвай.

Анличане – предприимчивый народ. Из любого музея можно выйти только через магазин. Так что от сувениров никуда не спрячешься.

Совсем забыла, по дороге в музей мы прошлись по памятным королевским местам: Букингемский дворец, Вестминстерское Аббатство, Парламент, Биг Бен …. Все стоят ещё на своих местах, как мы их оставили в 1995 году.

После обеда решили сверить наше время с их, гринвичевским, и заодно прогулятся п о д Темзой. Все туристы гуляют вдоль, а нам захотелось отличиться и пройтись «под».

Для этого мы поехали на поезде в Грее Виладж (деревню). У нашего поезда не было водителя. Нет, он не забыл выйти на работу или вернуться с обеда. Просто эти поезда ездят без водителей. Ощущение интересное, но слегка тревожное. А если о н о не затормозит или забудет повернуть?

По дороге к Темзе проехали по району бывших доков, где стоит самое большое здание Европы. Ничего особенного, башня как башня. Нас теперь не так просто удивить. Даже забраться на неё не захотелось, а можно.

Под Темзой прогулялись без приключений. Необычно, но уж больно туннель облезлый. Как мне время по гринвичу сверить, так и не поняла. Придётся и дальше доверять моему «швейцарскому».

Попытка купить слона в Harrods не удалась. Магазин был уже закрыт. Кстати, история о слоне не выдуманная, его заказали в подарок Рейгану. Обрадовался ли он, получив этот подарок – не знаю. Но слон был доставлен по адресу.

О Лондоне можно писать бесконечно. И просмотреть там есть что. Многие достопримечательности я уже описала в рассказе о первой поездке. Но хочу написать о музее, в котором наши сограждане бывают редко – это Музей войн.

Я не большой любитель военных самолётов и простреленных партбилетов. Бесконечное мусоленье этой темы в школе отбило навсегда интерес. Но коллекция музея поражает и своими размерами и доходчивостью. На первом этаже стоят самолёты, бомбы, танки, подводные лодки, пушки времён первой и второй мировых войн. На остальных четырёх этажах находится экспозиция об этих войнах. Причём, всё разделено на небольшие выставки, которые рассказывают о разных периодах войны. Например, о войне в воздухе или о партизанском движении. В подвале сделан окоп. Да я не описалась. Открываешь дверь и оказываешься в полной темноте. Сначала непонятно, где ты вообще находишься. Вдруг справа слышишь зумм радиопередатчика - в ответвлении окопа сидит радист и передаёт информацию о положении на фронте. С другой стороны – лазарет. Там перевязывают раненого. Неожиданно начинают «падать» бомбы. Даже пованивает натурально.

В музее регулярно устраиваю специальные выставки. Например, за неделю до нас можно было попробовать еду, приготовленную по рецептам военных лет. А при нас была открыта выставка «От войны до Битлз». Само название говорит о её содержании.

Англичане молодцы. Ни в одной стране я не видела столько музев, которые не просто сухо рассказывают нам о каких-либо событиях, показывая фотографии или документы, а заставляют нас вздрогнуть, съёжиться, почувствовать на собственной коже историю.

В гостях хорошо, а в собственной постели лучше. Так что прощай Лондон, здравствуй Швейцария.