ТАТЬЯНА ПОЛЯКЕВИЧ
 ПИСЬМА ЖЕНЫ ДЕКАБРИСТА
  Письмо шестое: Призрак Родины.

В Торонто перед нами замаячил
призрак Родины.

И вот ситуация - я совсем зеленая после пережитых страданий, Аркаша бодрый после коньяка, Ян абсолютно спокойный. Идем эмигрировать. Таких было много, выстроилась очередь, нам дали номера, мы оказались первыми, так как вышли первыми из самолета. Даже чехи эмигрировали, чему мы удивились, уж очень нам понравилось в Праге.
         Тетка мне сразу не понравилась, мы ей, видимо тоже. Увидела наши билеты и спрашивает, сколько у нас с собой денег наличными? Мы честно отвечаем - 500 долларов, и на счету - 13.500. Она говорит, как это так вы летели бизнес-классом и у вас - только 500 долларов с собой? Мы говорим - да. Она нам - вообще, на семью из трех человек нужно 15000. Мы говорим, как же так, у нас совершенно официальная информация из посольства в Москве по поводу 13000. Она - я, говорит, могу аннулировать ваши визы, у вас слишком мало денег. Я, по причине своего гадкого состояния, реагирую медленно, но понимаю, что что-то не так. Аркаша достает ей показать письмо из посольства, чековую книжку, другие документы. А она опять - почему вы летели бизнес-классом, а денег у вас нет? А мы сами не знаем, почему мы им летели, так как покупали самые дешевые билеты. В общем, терзала она нас минут сорок. В результате документы заполнила, конечно, стали мы полноправными гражданами. Но вышли мы от нее в очень плохом состоянии. Отправились получать багаж, и перед нами встал в полный рост призрак Родины.
         Нас окружили такие же навязчивые, как таксисты в Шереметьево, грузчики-индусы, еще до того как мы получили багаж! После полного расслабления в бизнес-классе, после противной тетки, такая навязчивость была просто шоком, тем более, что наш адреналин временно перестал вырабатываться, Чехия усыпила бдительность. Кое-как отвязавшись от нахальных грузчиков, которые оставили нас в покое после того, как мы сказали, что не будем им платить 30 долларов за то, что они наш багаж отвезут в камеру хранения, мы пошли за тележками. Но они не были бесплатными! Платить нужно было 1 канадский доллар, которого у нас, конечно не было.
         Аркаша пошел менять американские деньги, его не выпускали, он уговорил, сходил, принес монеты, мы нагрузились и поехали искать камеру хранения. Когда выезжали через таможню, нас даже не проверяли, пропустили так.
         Короче, выехали мы в свободную зону. Нашли камеру хранения, заняли мы с Яном сторожевой пост, а Аркаша отправился узнавать о билетах до Ванкувера. Информация была малоутешительная, один билет стоил около 1000 долларов, но ему дали список авиакомпаний, в которых можно было купить билеты значительно дешевле. Эти авиакомпании находились в другом терминале. Что такое терминал? Это огромное здание, куда прилетают и отлетают рейсы определенных авиакомпаний. Так вот, в Торонто - их три. Между ними курсирует бесплатный автобус. Но это мы узнали позже. Пока ясно было одно - надо искать гостиницу на ночь, утром идти в банк, потом покупать билеты и побыстрее улетать из этого кошмара, называемого Торонто.
         Конечно, я понимаю, что город тут совершенно не причем, но его лицо, по терминологии О.Генри оказалось для нас неродным. Нашли гостиничный сервис, заказали гостиницу на ночь, это обошлось нам в 120 долларов. Нам сказали, что до гостиницы ходит бесплатный автобус, рассказали, где остановка. Ждали мы его около часа. В течение этого времени разобрались, какие автобусы, в какие гостиницы ходят, а также разгадали секрет платных тележек. Оказывается, их потом, после использования, ставишь на стоянку, и получаешь свой доллар обратно. А мы то свои тележки оставили у камеры хранения!

Приехали в гостиницу, номер оказался очень приличным, большим, с двумя огромными двуспальными кроватями, с утюгом, гладильной доской, феном, телевизором и кофеваркой. И тут то я поняла, какая я голодная! Еды с собой не было, кроме остатков "Русского сувенира" из Литвы, и кофе рядом с кофеваркой. На улице была уже глубокая темнота, и мы легли спать. На улице царила все такая же ночь, когда мы проснулись совершенно выспавшиеся. Начиналась сказываться разница во времени. Было около 4 утра. Банк открывался, как нам удалось выяснить накануне, в 9. Одно из его отделений находилось рядом с одним из терминалов аэропорта. Но двигаться туда было, понятно, еще рановато. И мы занялись изучением всех благ цивилизации, присутствовавших в нашем номере. Изучение было увлекательным и познавательным. Даже Аркаша не догадался, как включить фен, а я поняла быстро. Вообще было ощущение попадания в давно знакомый и привычный мир, даром, что ли я так любила зарубежную литературу! У меня даже не возникало никакого ни культурного, ни языкового шока. Выводы из этого я сделала следующие: хоть гуманитариям и труднее найти работу за границей по специальности (особенно в моем случае, с немецким языком за плечами), зато специфика их образования и, не побоимся этого слова, их широкий кругозор и эрудиция позволяют гораздо легче адаптироваться к новым культурным условиям. Им не надо удивляться тому, что канадцы (американцы, австралийцы и др.) - непохожи на них, они это знают с самого начала. Мало того, знают даже в чем разница. И вживание в новую реальность оказывается занимательнее любой книги. Особенно в моем случае, когда книг было прочитано очень много, а жизнь и людей приходилось только начинать узнавать. Ну, да это лирическое отступление, подробные размышления на тему - "Мифы русской эмиграции" еще впереди. А пока мы приводили себя в порядок и готовились к решающему броску через североамериканский континент на западное его побережье.
         Около восьми часов мы вышли на улицу. Погода была солнечная, машины на дороге уже были, а пешеходов, кроме нас на тротуарах не присутствовало. Короче говоря, с приключениями, конечно, как же без них, пешком, потом на автобусе, да не туда, потом на другом автобусе туда, потом опять пешком пришли мы в банк. Получение ПИНа заняло буквально 10 минут, и мы, окрыленные, отправились покупать билеты. Тот терминал, который нам был нужен, находился рядом. Там же позавтракали в кафе, мы с Яном остались ждать Аркашу, а он отправился узнавать стоимость билетов. Билеты на всех стоили, вместе с оплатой излишка багажа, так как на внутренних рейсах допускается лишь 20 кг, как один билет в предыдущих авиакомпаниях. Практически весь день прошел в переездах с одного терминала на другой, в марш-броске до гостиницы, так как нужно было освободить номер в гостинице до 12 часов, в операции под названием " Что же такое у них диннер?", проходившей в семейном ресторане возле гостиницы. Далее был длительный пеший переход до аэропорта, в течение которого я умудрилась свалить себе на ноги здоровенную скамейку, как я не покалечилась, знает, вероятно, кто-то, но не я. Потом мы воевали с банкоматами в аэропорту, так как там некоторое время не было денег! Потом мы все же купили билеты, перевезли багаж с одного терминала на другой, и, наконец, уселись ждать регистрации. Рейс был в 9.00 вечера. Встали мы, если вы еще помните, около 4.00. Ян в половине восьмого заснул мертвым сном у меня на коленях. Будучи гражданами Канады, паспортный контроль мы просто перепорхнули. В самолете, который был явно неполон, нам было очень плохо после бизнес-класса! Роскошь развращает! Но Аркаша и Ян уснули сразу, я же мужественно дождалась ужина, после чего проснулась уже перед посадкой (летели мы около пяти часов), но, поскольку разница во времени все еще увеличивалась, в Ванкувере было еще 12.00 с небольшим.
         Контраст с Торонто был разителен. Я не знаю, может они специально сделали там терминал для прилетающих с восточной Европы таким, чтобы они вспоминали родные пенаты, но Ванкуверский аэропорт был выше всякой критики!
         Все пассажиры потихоньку растворились в прохладных и тихих просторах здания. Мы же выбирали отель, так как у стойки бронирования гостиниц никого не было, кроме телефона и огромного количества рекламных брошюр разных гостиниц. Все дешевые гостиницы от отсутствия постояльцев не страдали, в конце концов, после получаса телефонных разговоров, номер был найден, за 127 долларов, но с завтраком и в центре города, что нас устраивало. За все это время нас никто не потревожил, но зато, как только мы приблизились к выходу, подошел чрезвычайно предупредительный и вежливый человек и спросил чем он нам может помочь. Мы сказали, что нам необходимо добраться до гостиницы. Он спросил в белом или в черном лимузине мы хотим ехать. Стоило это всего 30 долларов. Мы выбрали белый, и поехали. Яну очень понравился лимузин, он до сих пор к ним явно неравнодушен.
         Мы расслабились, будучи уверенными в том, что мучения наши кончились. Время показало, что расслабляться было рано.