ЕЛЕНА ВЕГБЕРГ
Письмо пятое. В Париж, на недельку, срочно.

Графоманы – опасные существа. Ничто не может оторвать их от ручки или точнее сказать – кнопки. Поэтому продолжаю.

Спасибо за отклики на мои письма. А то периодически начинали мучить сомнения, кому кроме меня эта «писанина» нужна?

Я пишу с удовольствием и по необходимости. Первое ясно. Но почему же необходимость, могут меня спросить: «Деньги вы за это не просите, о мировой славе не мечтаете…?» Ответ очень банален. Писать и дешевле и приятнее, чем ходить к психоаналитику (слово психиатр уж больно неприятное).

Мне грех жаловаться на жизнь. Но на отсутствие языкового общения, выше уровня обсуждений моды или болезней детей – не грех.

Я уже писала, что девяносто процентов моего времени я общаюсь по-немецки или по-английски. А оставшиеся десять включают в себя указания сыну по уборке его комнаты или двадцать второй раз повторённая фраза «Ешь салат!». Для этого «литературный» язык не нужен, он только мешает. Так как задумываясь о построении предложения, забываешь сделать строгое лицо - и салат остаётся не съеденным.

Так что ссылать можно не только в «географическую» ссылку, но и в «языковую».

Сейчас у нас в Швейцарии сумашедшее время. Прямо как продажа Италльянских сапог в Ленинграде. Дефицит выкинули!!! Все скупают подарки к Рождеству. Это похоже на коллективное сумасшествие. Ведь надо продать не меньше шести миллионов подарков, каждый швейцарец получает по меньшей мере одну «штуку». А родственники в ближнем и дальнем зарубежье? И все ждут подарки.

Поэтому я хочу уйти от суеты, достаточно я уже простояла в очередях в Ленинграде, и вспомнить что же я дела зимой 1994 года. Это был мой первый год в Швейцарии и второй за рубежами Родины.

В феврале мы поехали с мужем и сыном в Париж. Все нормальные люди летом, а мы – зимой. В Париже я каждый вечер записывала мои впечатления от увиденного. Всё это было в форме письма родителям, которые в это время жили ещё в Петербурге. На днях я перечитала эти заметки. Сначала мне захотелось много исправить, особенно в стиле. Но потом я решила, что всё оставлю как было.

«В Париж, на недельку, срочно.»
         (письмо родителям в Ленинград, написанное в феврале 1994 года)

Здравствуйте мои дорогие!

Я решила, что мои впечатления от Парижа я должна записывать изо дня в день, чтобы ничего не забыть.

18 февраля

Сегодня пока ничего особенного не произошло. Мы целый день ехали в поезде (семь часов с четырьмя пересадками). Но Гришка вёл себя отлично: играл в Лего, рисовал, дурачился… Наша гостиница находится в центре города и выглядит весьма симпатично. У Гриши отдельный номер с телевизором и ванной. Первым он несомненно будет пользоваться, необходимость второго находится под сомнением. Так что надеюсь у меня с Адрианом будет возможность подольше поспать. Как вы знаете наше чадо встаёт вместе с началом детской программы по телевизору, то есть в шесть утра. У меня же не возникает потребность в мультфильмах в такую рань.

Гришка уже засыпает и я пойду к Андрюше в холл. Он сидит там и пьёт пиво. Оно здесь в три раза дороже, чем в Швейцарии и Германии. Так вероятно показывают французы свою нелюбовь к немцам и всему, что с ними связано.

19 февраля

Сегодня был замечательный и насыщенный день. Сейчас уже девять и до последней минуты день был полон впечатлениями: культурными, гастрономическими …
         Сначала – завтрак.
         Завтракали мы как королевская семья в постели (почему «королевская», сама не знаю, просто в наших фильмах всегда была следующая схема – чем богаче «капиталист», тем больше времени он проводит в постели). Симпатичная француженка принесла нам чай, молоко, сок, булочки и т.п. Я возлежала в кровати и наслаждалась. Хотя надо заметить, что есть в лежачем положении очень неудобно. Но ощущать себя капиталисткой – приятно.

Потом мы поехали на метро к Эйфелевой башне. Она (башня) поражает больше не красотой или архитектурными достоинствами, а величием и монументальностью. Хотя я должна справедливости ради отметить, что и в её внешнем виде «что-то есть». Одно могу сказать совершенно точно, она бесподобно вписывается в пейзаж. У подножия Эйфелевой башни расстилается Марсово поле, которое в свою очередь заканчивается величественным и строгим зданием восемьнадцатого века – Военной Академией. (Во мне кажется проснулся давно спящий «экскурсоводческий» стиль). Эйфелева башня – центр очень красивого ансамбля, находящегося на берегах Сены.

Прежде чем продолжить рассказ – лирическое отступление.

Париж пришёлся мне сразу по-сердцу. Воистину не успеваешь закрыть рот – на каждом шагу что-то новое и впечатляющее. Город не подавляет, а наоборот помогает всё это переварить. В Цюрихе я чувствую себя уже через два часа выжатой как лимон. В Париже всё наоборот. Вот уже кажется нет никаких сил, а посидишь минутку, выпьешь что-нибудь освежающее и снова «как огурчик».
         После знакомства с Эйфелевой башней мы сели в двухэтажный автобус . Он едет по всем самым известным и интересным местам Парижа. Билетами на этот автобус можно пользоваться два дня. Так что завтра мы ещё раз на нём проедемся. Сегодня же мы успели посмотреть Нотре – Дам (Собор Парижской Богоматери). Это гигантский собор, построенный в готическом стиле (снова экскурсовод во мне не дремлет), с очень красивыми витражами и резьбой по камню. Но самое необычное и интересное началось потом. Мы сами того не ожидая оказались в еврейском квартале Парижа. Я почувствовала себя как буд-то пару десятилетий назад (такой я представляю себе Жмеринку, хотя там никогда и не была): небольшие лавочки с кошерной едой, еврейские книжные лавки, еврейская типография, дети и взрослые с кипами (я имею в виду еврейские «тюбитейки») на голове, кошерные рестораны с фаршированной рыбой. Все люди с подобающими их положению носами и бородами. Мы и сами приобщились к еврейской кухне во французском её понимании. Сначала съели какую-то гадость, состоящую из рыбы, картошки, риса и других трудно определимых компонентов. Моя мама готовит лучше. Потом пошли в еврейское кафе, где выпили кофе с яблочным струделем. Он был достоин своего имени. Не оставили мы без нашего внимания и кошерный продовольственный магазин, где мы купили к о ш е р н у ю зубную пасту. Как з у б н а я п а с т а может быть не кошерной - мне не совсем ясно. Но ведь и рабби хотят иметь работу, вот они и ставят штемпель «кошерная» куда попало. Так я окунулась в местечковую жизнь и поняла, что намного приятнее наблюдать за такой жизнью из европейской Швейцарии и умиляться с почтительного расстояния.
         Небольшое отступление. Мне кажется, что у евреев есть одна общая черта. У нас картина весит всегда немного криво, или гвоздь вот-вот вывалится … Но это моё личное наблюдение. И постарайтесь не понимать это буквально, и не бегите проверять ровно ли у вас весит картина.

Но теперь вернёмся к основной теме – к Парижу. После погружения в еврейско-французский мир, мы решили окунуться в европейско-французский и поехали на поиски музея восковых фигур. По дороге в музей мы оказались в Одессе, проехались по Севастопольскому бульвару и … наконец … приехали в музей. Сделан он превосходно. Очень много восковых фигур известных людей из политики, эстрады, высшего света. Отдельная экспозиция рассказывает о французской революции, о Наполеоне. Но самое интересное произошло в конце. Сначала в помещении театра выступил очень милый фокусник, а потом …… мы попали в Комнату миражей. Стены и потолок комнаты покрыты зеркалами. Выключается свет и мы погружаемся в мир миражей. Сначала находимся в экзотическом дворце с фигурами богов и нимф, потом в тропическом лесу, потом в неизвестной волшебной восточной стране, потом ……. полная темнота и начинается страшный тропический ливень с громом и молнией, и вдруг он прекращается и начинают петь птицы.

После всех путешествий и переживаний наш желудок тоже запел. Мы случайно оказались в совершенно «сумасшедшем» ресторане – «The Friday». Этот ресторан сделан под лозунгом – «Ешь и развлекайся!». Все офицанты в смешных костюмах, увешаны значками и табличками, в кепках, шапках, шляпках … Вынос блюд сопровождается клоунадой, шутками, песнями. Так что удовольствие не только для желудка, но и для глаз. Последним аккордом был разоговор в ресторане с офицантом из Марокко, говорящим по-русски. Его научил русскому языку сосед по комнате, который после пары стаканов водки вспоминал родину и начинал читать русские стихи.

20 февраля

Прежде чем продолжить моё описание, несколько неприятных впечатлений от Парижа. Практически во всех ресторанах сверху нормальной скатерти кладут бумагу очень похожую на туалетную (наверное стиральный порошок экономят). Да и по приветливее могли бы быть жители Парижа.

Но это всё мелочи.

Сегодня мы завтракали не в кровати, а как все нормальные люди за столом. В гостинице поселилась русская семья с двумя детьми, мальчиками 10-12 лет. Я встретила их за завтраком, но не призналась. Когда официант что-то спрашивал родителей, они выставляли на передовую линию фронта одного из сыновей, которые всё довольно бойко объясняли по-английски. Наконец-то и в России поняли, что неотъемлимой частью даже среднего образования является знание языков.

После завтрака мы поехали на уже известном вам двухэтажном автобусе от Собора Парижской Богоматери по всему маршруту. Увидели Старую оперу, Триумфальную Арку на Елисейских полях, кучу всевозможных дворцов и музеев. Впечатляет!!! Постепенно я полностью потеряла ориентировку. Потом мы гуляли около Лувра, площади Конкорд и церкви Инвалидов, перешли пешком через Сену (она намного уже Невы) и поехали в русский квартал Парижа. Он менее колоритен, чем еврейский. К сожалению, церковь Александра Невского смогли посмотреть только с наружи (она открыта только два дня в неделю).

Вечером мы отдали себя на растерзание ещё одной американской сети быстрой еды – FCK или по-другому «куриный МакДональдс». Переварили из последних сил и упали в кровать.

21 февраля

Наступил четвёртый день в Париже. Начинаю уже с грустью думать об отъезде. Но ничего, впереди ещё целых два дня. Утром были в музее Науки и Исследований. Там есть всё, что каким-нибудь образом связано с этой темой. Мы побывали в настоящей дизельной подводной лодке. Как там помещалось сорок человек - я не могу понять. Ужас! Темно и тесно. Мы с Андрюшей явно не подходим по габаритам для работы под водой.
         В музее очень современный Планетарий. Мы не оставили и его без внимания.
         Гриша с воодушевлением понажимал ещё тысячу кнопочек и рычажков на всевозможных компьютерах и машинах. В этом музее можно провести целый день, но нас ожидал Лувр.

О нём много написано. Поэтому не буду углубляться в детали. Через два часа не нас носили ноги, а мы вынуждены были оказывать им первую медицинскую помощь.

В отличии от Эрмитажа, Лувр очень хорошо организован. Для касс, гардеробов, туалетов, кафе и т.п. построили специальные подземные помещения, крышей которых стала стеклянная пирамида.

22 февраля.

Сегодняшний день был завершительным аккордом в нашем парижском путешествии. Утром мы поехали в Музей кино. Экскурсия длилась три часа и была на французском языке. Поэтому, выходя из музея, я облегчённо вздохнула. Потом мы поехали на Монмарт. Это уже не Париж района Оперы или Нотер-Дам. Грязно, какие-то странные магазины, похожие больше на лавки старьевщиков. Но в этом районе находится очень красивая церковь. Она стоит на холме, белая, чистая и смотрит с презрением на суету внизу.