САБИНА 
  Карнавал в Рио                           
БРАЗИЛЬСКОЕ ЧУДО - КАРНАВАЛ в РИО, 99

          Живя в этой замечательной стране, коей является Бразилия, уже год и влюбившись в нее с первого дня моего приезда, хочу поделиться с читателями вашего cайта увиденным мною настоящим чудом, которым является одно из главных событий года в этой стране - ежегодный карнавал в Рио Де Жанейро, открытым официально в этом году 14 февраля. Весь парад напрямую транслировался по национальному телевидению, причем снималось это восхитительное шествие телекамерами со всевозможных позиций - в самой толпе выступающих школ самбо, со зрительских трибун и с вертолетов, так что бразильцы и жители многих стран могли наблюдать шоу с самого начала до конца во всех деталях и с комментариями журналистов. Проходит карнавал на специально отведенной для этой цели дефиле-A Opera de Rua (а Опера де Руа) или "самбодроме", как любят называть его бразильцы, имеющим длину 700 метров и расположенном в районе Рио под названием Marques de Sapucai (Маркеш де Сапукаи). Дефиле освещено огромными прожекторами и по обеим его сторонам расположены трибуны, как на стадионе. Время нахождения на самбодроме для каждой школы лимитировано от 65 минут - минимум до 80 минут - максимум, и если школа не укладывается в эти рамки и все еще находится на проходе, то за каждую лишнюю минуту она получает от судей штрафные очки. Всего школ Рио, отобранных в первую категорию (или так называемую "специальную группу", попадают в которую пройдя сложный отбор) - 14. В этом году в первый день карнавала, начавшегося в 8.30 вечера, выступало 6 школ и на следующий день, вернее ночь, когда карнавал был продолжен с 7.30 вечера, прошло по дефиле еще 8. Через два дня (в среду, 17 февраля) судьи объявили победителей и в субботу, 20 февраля, состоялся парадный выход школ-победительниц. Ночное проведение карнавала объясняется дневной жарой (сейчас в Бразилии конец тропического лета) и тем, что все шествие выглядит намного красочнее, конечно же, ночью, в свете прожекторов, взрывов фейверков и завораживающем блеске диковинных костюмов самбистов.
          Карнавал в Рио - это не стихийное выступление школ самбы, а строго регламентированное правилами шоу, о чем я и хотела бы рассказать далее, и в общих чертах обрисовать схему прохода всего карнавального шествия по самбодорому: в этом году несколько школ представили различные штаты и районы Бразилии, такие как Натал, Минас Жираиш и др., воспевая каждый из них по своему и показывая публике самое лучшее, что есть в этом штате, различные страны и нации, другие участники карнавала отдали дань уважения и посвятили свои выступления известным людям страны: профессорам (всемирно известный профессор пластической хирургии Питанги - школа «Caprichosas de Pilares»), журналистам (Барбоза Лима Субринью - школа «Uniao da Ilha») и другим известным личностям, а школа «Manqueira» организовала шоу, восхваляя век самбы.
          Открывает колонну самбистов небольшая группа людей под названием «comissao de frente», т.е. «передняя группа», которая по мере продвижения составляет затейливые композиции. Их презентация играет немаловажную роль при подсчете очков судъями.
          У школ самбы существует так называемый "Рuxador de samba"- что в буквальном смысле обозначает «человек, тянущий самбу», это певец - один из самых главных людей в школе и который, имея луженую глотку, сам исполняет с другими музыкантами все песни, «заводит» участников и толпу зрителей. Впереди всего шествия идет Колонна Барабанщиков («bateria»), состоящая у различных школ от 250 до 400 музыкантов. Интересный факт: в двух школах руководителями группы ударных инструментов («mestre de bateria») являлись двое русского происхождения, причем один из них была женщина, что встречается в школах самбы крайне редко.
          Руководителю этой группы музыкантов («mestre») отведена одна из самых важных ролей - ведь он задает ритм всей колонне, он - маэстро, само внимание и концентрация, порой он даже и не видит выступления своей школы как такового, у него нет права остановиться и оглядеться даже на секунду! Перед самой группой барабанщиков идет, танцуя самбу, одна из самых красивых и элегантных девушек школы имеющая, как правило, роскошную фигуру (иногда это бывшие победительницы конкурсов красоты), одетая в великолепный искрящийся костюм из страусиных перьев, зовут которую "rainha de bateria", т.е. «королева барабанщиков». К каждому карнавалу шьются новые костюмы, пишутся совершенно новые песни к тематике, выбранной участниками к шествию этого года. По мере продвижения к середине, колонна барабанщиков отходит в специально отведенное пространство между трибунами со зрителями и ждет, играя, прохода своей школы, чтобы в конце снова к ним присоединиться. Делается это с той целью, чтобы поющая и танцующая колонна, поражающая количеством людей, машинами и длиной, не потеряла ритма во время всего выступления.
          После них идут «баяны», т.е. группа, представляющая женщин из северного штата Баийя, известных по всей стране как лучшие исполнительницы народных песен и танцев, одетых в тяжеленные костюмы с юбками на каркасах, похожих на те, которые мы любили рисовать у принцесс, будучи маленькими девочками, и которые проходя по дефиле должны не только петь, но и вертеться вокруг своей оси, т.к. большее им не позволяют сделать костюмы. Возраст их варьируется до удивления, одной из баян на нынешнем карнавале было 90 лет! Но это факт никого еще в Бразилии не останавливал…
          После баян идут группами ("alas") участники карнавала, наряженные в так называемые «фантазии», т.к. костюмы, придуманные специально для карнавала этого года, у каждой группы они разные и имеют свое название и значение, все участники поют и танцуют самбу одновременно под музыку и песни, исполняемые "puxador de samba".
          Между этими группами можно заметить пару, как правило, супружескую, женщина «Porta bandeira» (т.е. «знаменосец») исполняет замысловатый танец, рассылая разгоряченной толпе направо и налево поцелуи, и которая держит при помощи специального пояса на талии флаг с эмблемой школы, а одета она в платье-костюм, полностью состоящее из перьев и блесток, описать красоту которого просто невозможно, весит которое порой до 28 килограммов (!). Мужчина, ее сопровождающий- «Мestre de sala» (т.е. «церемонийместер») тоже одет в великолепный костюм, в руке у него веер из перьев и его роль сводится к исполнению замысловатых круговых движений вокруг знаменосца и ее сопровождению. У школ в большим количеством участников этих пар - две.
          Чтобы вся колонна шла, танцевала и пела слаженно, специальный многочисленный персонал школы, одетый, как правило, в белые костюмы (чтобы было заметнее) и находящийся впереди, по сторонам и внутри колонны, руководит каждой группой, дирижирует, охраняет и жестами показывает и напоминает, что делать далее. Технический же персонал, одетый в красные комбинезоны, приходит на помощь вместе с подъемными кранами и другими установками, если случаются непредвиденные неполадки с машинами с «аллегориями», о который речь пойдет ниже.
          Для поддержания имиджа каждая школа обязательно приглашает знаменитых певцов, национально и международно известных актеров (в этом году среди танцующих можно было встретить Жан Клода Ван Дамма), моделей, победительниц конкурсов красоты, спортсменов, группы «драг куинс», а также скандально известных личностей, так, например школа «Grande Rio» представила бывшую бразильскую модель Люсиану Гименез, которая была одета в костюм «невесты» (!?), выставляя на всеобщее обозрение 6-месячный обнаженный живот с ребенком от Мика Джегерра из Роллинг Стоунз, а у школы «Caprichoses» «шоковой терапией» являлась Роберта Клоз (в ней писалось в одном из российских журналов, она (он) - одна из первых, проведшая операцию по изменению пола), приехавшая специально на шествие из Швейцарии, где она ныне живет с мужем, и у которой на карнавале была роль «Афродиты». Все приглашенные с удовольствием танцуют вместе со всеми, до и после прохода дают интервью различным телекомпаниям, и этим не только всячески поддерживая школу, от которой они выступают, но и делая себе, соответственно, дополнительную рекламу.
          Но это не значит, что на карнавал допускаются только люди с фигурами моделей, время карнавала - очень демократичное, нет пропасти между классами, нет различий в цвете кожи и жизненном уровне, самбу танцуют и поют все: мужчины и женщины всех возрастов, полные и не очень, здесь много детей, которые не уступают в мастерстве танца взрослым. И в то же время только здесь, во время шоу, можно встретить такое количество великолепно сложенных женщин, школа выставляет "лучшие", в полном смысле этого слова фигуры (которые до выступления смазываются специальным маслом и блестками), никогда не знающие целлюлита, лишнего жира, и о которых можно только мечтать. На некоторых из девушек все, что "надето" - это держащийся одному богу известно как "фиговый листок", расшитый сверкающим бисером, да сапоги с перьями на высоких каблуках, а те, которые одеты в тяжеленные карнавальные костюмы, выполняют такие виртуозные танцевальные движения самбы, что просто дух захватывает. Девушки буквально с рождения начинают каждодневные изнурительные тренировки и подготовку к карнавалу, ведь не так-то просто танцевать в бешенном ритме на протяжении более одного часа при 40 градусной жаре, да еще и понравиться публике.
          «Группы» разделяют громадные, очень медленно двигающиеся по самбодрому подмосты-машины, на которых находятся созданные из металлических конструкций, папье-маше, пластмассы и др. материалов гиганские фигуры, называющиеся «аллегориями», с небольшими прощадками (самая высокая иногда находится на уровне третьего-пятого этажа), в основания которых вкручены шесты и за которые держутся и исполняют одновременно самбу танцоры в огромных костюмах с каркасами из перьев, такими большими, что некоторые из этих каркасов установлены сами по себе сзади танцующего, а самбисты становятся так, что создается впечатление единости костюма. Как правило, на первой машине находится прощадка с самым большим каркасом из перьев с одной из самых красивых девушек школы ("destaque"- т.е. выдающаяся). Все больше и чаще бразильцы берут на вооружение последние достижения техники и используют спецэффекты (световые, пиротехнические), фейверки, дым и мыльные музыри, например, школа "Salgueiro" установила на одну из машин конструкцию огромного орла, у которого в клюве сверкал огонь, крутилась голова и двигались крылья!
          Общее количество человек каждой школы просто ошеломляет: всего в колонне проходит от 3.800 до 5.500 (!!) человек, различно одетых «групп» - от 28 до 38 и более, и у каждой школы машин с «аллегориями» примерно 7-8! Всего в этом году школами Рио было потрачено 17 миллионов реалов, и спонсорами выступают как общественные организации (мэрия, например), так и компании-производители прохладительных напитков (Кока-кола, Пепси), пива (Брахма), МакДональдс и т.п., а негласным, но общепризнанным является спонсорство людей, занятых в игорном бизнесе, официально запрещенном в Бразилии. Мэр Рио де Жанейро, Луис Пауло Конде объявил, что собирается удвоить инвестиции в 2000 году для большего привлечения иностранных туристов к карнавалу, а также выделить каждой школе по 500 тысяч реалов для карнавального шествия будущего года, основной темой которого будет празднование 500 - летия открытия Бразилии. Но уже и в нынешнем году было зафиксировано 10% увеличение количества интуристов, прибывших специально на карнавал (80,000 человек) по сравнению с 1998 годом. Так что никакие экономические перипетии, никакие обвалы на финансовых рынках и обесценивание реала ни остановят бразильцев к подготовке к ежегодному карнавалу, который является важным событием в жизни каждого жителя этой удивительной страны.
          Не все на карнавальном шествии проходит гладко, всего предусмотреть невозможно - иногда подводит погода (изнуряющая жара даже ночью или внезапный ливень), иногда случаются технические неполадки (прямо посередине подиума внезапно останавливается машина или падает одна из конструкций, как случилось в этом году у школы «Vila Isabel») или того хуже - кому-то из участников становится плохо. У школы «Uniao da Ilha» вообще был не год, а какое-то проклятье, их преследовала одна неприятность за другой: за 30 дней до карнавала в школе случился пожар, повредивший несколько машин а «аллегориями», а потом буквально за несколько дней до шествия пошел тропический ливень и большое количество костюмов было безвозвратно испорчено. Только благодаря огромному желанию, денной и нощной помощи 700 человек все было восстановлено прямо ко дню открытия карнавала! Вот из этого и состоит бразильский карнавал: каждодневной подготовки, вкупе с силой воли и желанием выиграть у соперников, которое так завораживает! Что до эмоций, то они бурлят через край, люди буквально впадают в экстаз, участники и зрители так «заведены», что на многих лицах можно было увидеть слезы от перевозбуждения, бразильцы действительно готовятся и относятся к карнавалу со всей ответственностью и вкладывают в подготовку всю душу.
          Жюри, которым является Независимая Лига Школ Самбы (A Liga Independente das Escolas De Samba) очень строгое и выставляет баллы буквально за все: всем группам школы по отдельности, за общую презентацию, соблюдения правил проведения карнавала, качество исполнения самбы и песен, за композицию школы, за единость и сочетание цветов костюмов, за энтузиазм исполнения, что немаловажно, и многое-многое другое. Большое значение имеет реакция публики, которая встречает выход каждой школы размахиванием флажков с ее гербом и выкриками: чем "белее" трибуна от флажков, чем больше шума - тем популярнее школа, а значит, тем больше очков получит она от судей. Заняла первое место в этом году школа "Imreratriz Leopoldinense" (общая сумма баллов - 269,5), опередившая "Beija Flor" (269 баллов) всего лишь на пол-очка! Какие страсти кипели во время судейского подсчета, какие споры и разногласия, сколько разочарования, слез и обиды было на лицах самбистов школы "Beija Flor", победителей прошлого года - описать трудно. Но 1999 год - год школы "Imreratriz Leopoldinense", она будет возведена в Бразилии в ранг национального героя. И не поверите, но уже на следующий день после окончания карнавала каждая школа начинает готовиться к представлению следующего года, обдумывать идеи, шить костюмы и сочинять новые мелодии самбы.
          Я старалась, как могла, рассказать вам о представлении-сказке, которую нужно видеть своими глазами, как еще можно словами выразить буйство красок, сочетание несочетаемого, описать невероятное возбуждение этих прирожденных весельчаков, коими являются бразильцы, их неиссякаемую энергию, бьющую через край, любовь к веселью, недаром на праздник съезжаются люди со всего света, чтобы увидеть и влюбиться на всю жизнь в это разноцветное, сверкающее, окруженное фейверками и зажигательными звуками бразильского самбо чудо, имя которому - КАРНАВАЛ В РИО!

Сабина Де Магалаеш, Сан Паулу, Бразилия, 18.02.99